Памятка 1
Порядок разбора слова как части речи
Разбор имени существительного
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Род. Склонение.
- Падеж. Число.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Охотник увидел белку.1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма — белка. 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку.
Образец записи
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор имени прилагательного
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Род (в ед. ч.), падеж, число.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.1. Душистая — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма — душистый. 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая.
Образец записи
Душистая (черёмуха) — прил., какая?, н. ф. — душистый, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор глагола
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (неопределённая форма).
- Спряжение.
- Время. Лицо и число — для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.1. Летят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят — гл., что делают?, н. ф. — лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Разбор местоимения
- Часть речи. На что указывает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Лицо, число, падеж.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Я рисую море.1. Я — местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма — я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.
Образец записи
Я — мест., н. ф. — я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.
Разбор предложения по частям речи
Образец письменного разбора:Памятка 2
Звуко-буквенный разбор слова
- Произнеси слово.
- Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
- Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
- если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
- если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
- Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.
Устный разбор слова шляпа
В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.Произношу каждый звук и называю его признаки:
[ш] — согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;
[л'] — согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;
[а́] — гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;
[п] — согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;
[а] — гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».
В слове шляпа 5 звуков и 5 букв.
Письменный разбор слова «ёлка»
Памятка 3
Как подготовиться к изложению
- Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
- Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
- Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
- Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
- Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
- Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
- Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
Памятка 4
Как подготовиться к составлению повествовательного текста
- Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
- Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
- Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
- О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
- Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
- Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
- Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).
Комментариев нет:
Отправить комментарий