Памятки по русскому языку



Памятка 1

Порядок разбора слова как части речи

Разбор имени существительного
  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  4. Род. Склонение.
  5. Падеж. Число.
  6. Роль в предложении.

Устный разбор
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма — белка. 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку.
Образец записи
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор имени прилагательного
  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
  4. Роль в предложении.
Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма — душистый. 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая.
Образец записи
Душистая (черёмуха) — прил., какая?, н. ф. — душистый, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор глагола
  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (неопределённая форма).
  3. Спряжение.
  4. Время. Лицо и число — для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят — гл., что делают?, н. ф. — лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Разбор местоимения
  1. Часть речи. На что указывает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Лицо, число, падеж.
  4. Роль в предложении.
Устный разбор
Я рисую море.
1. Я — местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма — я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.
Образец записи
Я — мест., н. ф. — я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.
Разбор предложения по частям речи
Образец письменного разбора:

Памятка 2

Звуко-буквенный разбор слова

  1. Произнеси слово.
  2. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
  3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
    • если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
    • если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  4. Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
  5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.
Устный разбор слова шляпа
В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.
Произношу каждый звук и называю его признаки:
[ш] — согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;
[л'] — согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;
[а́] — гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;
[п] — согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;
[а] — гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».
В слове шляпа 5 звуков и 5 букв.
Письменный разбор слова «ёлка»
В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й'о́].

Памятка 3

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
  2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
  3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
  4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
  5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
  6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
  7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

Памятка 4

Как подготовиться к составлению повествовательного текста

  1. Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
  2. Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
  3. Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
  4. О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
  5. Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
  6. Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
  7. Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).








Комментариев нет:

Отправить комментарий